Главная | Регистрация | Вход
Автономия Татар Кирова
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Информационные статьи [11]
Образовательные статьи [0]
Азы изучения татарского языка [13]
История [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 574
Друзья сайта
  • ДЕТИ СОЛНЦА. Фестивальное движение.
  • Проект "Танцевальный клондайк"
  • Официальный сайт Сергея Пичуричкина
  • Центр изучения культуры и языка AYMARA.su
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Информационные статьи

    Семейно- брачные отношения и свадебные обряды Каринских татар с середины XIX века до начала XXI века . Автор Митюков Тимур Сайфуллович.
    Исследовательская работа
    Семейно-брачные отношения и свадебные обряды каринских
    татар с середины XIX века до начала XXI века
    Работа выполнена на базе печатных изданий по теме, воспоминаний и материалов семейных архивов жителей с. Карино
    Автор: Митюков Тимур Сайфуллович Косино-2008
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1.
    Семейно–брачные отношения каринских татар………………………6
    1.1. Краткая история появления на вятской земле «загадочной» каринской народности …………………………………………………………………….6
    1.2. Семейный быт каринских татар…………………………………………. 8
    1.3. Характеристика семейно-брачных отношений в каринских семьях …..9
    Глава 2.
    Свадебная обрядность каринских татар……………………………...11
    2.1. Брачные нормы и традиции……………………………………………...11
    2.2. Обряды предсвадебного цикла…………………………………………. 14
    2.3. Свадебные пиры в доме жениха и невесты……………………………..16
     2.4. Традиции и инновации в свадебном обряде……………………………22 Заключение……………………………………………………………………….25
     Список использованных источников ……………...………………………….. 27 Приложения……………………………………………………………………...28
    ВВЕДЕНИЕ
    Работа посвящается моему дедушке, коренному жителю с.Карино, Митюкову Нурулле Хайрулловичу.
    Страна моих дедов – каринская земля,
     Все больше я люблю твои холмы, леса.
    Корнями, как дубы, вросли в твои поля
    Мы – сыновья твои, каринская земля.
    Митюков Н.Х.
      В XXI веке, когда общество пересматривает свое отношение к историческому прошлому и духовному наследию, ищет новые подходы для утверждения и развития гуманистического содержания культуры, нравственных и эстетических идеалов, исследование духовных ценностей народа, в частности семейно-брачных отношений и свадебных обрядов, приобретает особую научно-практическую значимость и актуальность. 2008 В РОССИИ ОБЪЯВЛЕН годом семьи, что еще более усиливает актуальность выбранной темы исследования.
       В бассейне реки Чепцы (левый приток Вятки), на северо-востоке Кировской области, в 20 километрах от города Слободского находится старинное татарское село Карино, где проживает особая этнографическая группа – каринские (нухратские) татары. По мнению ряда исследователей, до середины ХV в. предки каринцев входили в состав субэтноса казанских татар [12]. Довольно раннее территориальное обособление этой группы от «этнического ядра» привело к тому, что, живя в иноэтноязыковом окружении, татары чепецкого бассейна сохранили и выработали ряд специфических черт в своем традиционном комплексе культуры. Однако, до сих пор многие вопросы, связанные с этнической историей, материальной и духовной культурой нухратских татар, остаются открытыми и дискуссионными. Одной из недостаточно изученных проблем являются семейно-брачные отношения и свадебные обряды этой этнографической группы. Между тем, они составляют неотъемлемую часть духовной культуры любого народа, сопровождают наиболее важные моменты в жизни человека.
      В отношении каринских татар, внимание ученых чаще всего привлекали вопросы их этногенеза и этнической истории, языка и вероисповедания. Специальных работ по семейно-брачным отношениям и свадебным обрядам никогда не проводилось, отдельные аспекты рассматривались в рамках других более обширных тем, касающихся духовной культуры.
      Единственной дореволюционной работой, в которой кроме исторических данных нашла отражение тема семейной обрядности каринских татар, является статья П.М.Сорокина «Татары Глазовского уезда». Ученые-этнографы Д.К.Зеленин и И.Н.Смирнов в своих исследовательских поездках изучали культуру удмуртов, татарская этнография в их отчетах отражена фрагментарно [17]. Немногочисленные работы по этнографии татарского населения дореволюционного периода отличались фактологической описательностью и фрагментарностью. Попытки научного исследования культуры и быта этой этнографической группы стали появляться лишь в советское время. 
      Существенный вклад в изучение каринских татар внесла комплексная экспедиция, проведенная в 1929 г. Обществом Татароведения совместно с Обществом изучения Татарстана. Ученые Дж.Валиди, Н.Воробьев побывали в местах расселения каринских и глазовских татар. Результатом поездки стали три опубликованные статьи о диалекте, эпиграфических памятниках и ткачестве изученной группы [4]. Однако семейные и свадебные обряды остались за рамками научных интересов исследователей.
      В послевоенные годы культура исследуемой группы татар была объектом внимания преимущественно филологов Н.Б.Бургановой и Т.И.Тепляшиной. В 1950-е гг. в ходе диалектической экспедиции лингвист Н.Б.Бурганова собрала достаточный материал, позволяющий ей реконструировать свадьбу периода конца XIX – начала XX вв. К сожалению, рукопись осталась неопубликованной. 
      Попыткой монографического изучения этнографии чепецких татар стал сборник «Новое в этнографических исследованиях татарского народа» (1978г.), составленный по результатам экспедиции 1973 г. сотрудниками отдела этнографии ИЯЛИ им. Ибрагимова Казанского филиала Академии Наук СССР для создания научной базы «Атласа по этнографии татарского народа». Анализ полученных данных позволил авторам прийти к выводу о том, что чепецкие татары не представляют собой однородную группу. В результате исторических причин образовались несколько подгрупп, в том числе и каринская. Данные выводы были сделаны на основе изучения этногенеза и этнической истории, земледелия, жилища, патронимии (система семейно-родственных связей), свадебной и календарной обрядности.
       Анализ историографии по вопросу семейной и свадебной обрядности каринских татар дает основание говорить о фрагментарном характере изученности проблемы. Ее изучение ограничивалось лишь описанием или анализом отдельных явлений. Все эти обстоятельства обуславливают высокую актуальность темы и низкую степень ее изученности. Проблема требует применение комплексного подхода в рамках более широкого, чем прежде, исторического диапазона.
       Я, Митюков Тимур Сайфуллович, – коренной представитель данной этнографической группы. На примере моей семьи я хочу изучить и провести более подробное исследование отдельных аспектов духовной культуры нухратских татар.
     Тема нашего исследования – семейно-брачные отношения и свадебные обряды каринских татар с середины XIX до начала XXI вв. Выбрав тему работы, мы поставили перед собой определенную цель.
     Цель нашего исследования – выявление и анализ свадебных обрядов и семейно-брачных отношений нухратских татар с середины XIX до начала XXI вв. в контексте исторических и этнокультурных процессов в изучаемом регионе.  
       Объектом работы является этнографическая подгруппа чепецких татар – каринские татары.
      Предметом исследования избрано одно из проявлений духовной культуры этноса – семейно-брачные отношения и свадебные обряды данной этнографической группы.
      В нашей работе мы выдвинули и попытались доказать следующую гипотезу: высокий уровень ассимиляции существенно повлиял на создание новой, оригинальной обрядности нухратских татар, отличную от свадебной обрядности других групп татар Среднего Поволжья и Приуралья.
    Качественное достижение поставленной цели и доказательство гипотезы предполагает решение следующих задач:
      Ø реконструировать комплекс семейных и свадебных обрядов и обычаев каринских татар на основе литературных и устных источников;
      Ø дать характеристику семейно-брачных отношений и свадебных обрядов каринских татар;
       Ø изучить на примере собственной семьи и семей жителей с. Карино семейный быт и свадебные обряды каринских татар;
      Ø проанализировать характер содержания обрядов и обычаев с точки зрения, во-первых, конфессионального наполнения и мировоззренческих позиций исполнителей обрядов, во-вторых, типа расселения и влияния полиэтнического окружения (бесермян, удмуртов, русских), и, в-третьих, социально-экономического положения и политических событий в регионе и стране;
      Ø сравнить обрядовый комплекс каринских татар с соответствующими циклами у субэтнических групп татар Волго-Уральской историко-этнографической области, а также и у других этнических групп татар.
       Решение задач осуществлялось на основе целого комплекса исторических, этнографических и фольклорных источников. Главным источником наших исследований стал полевой материал – рассказы, предания, который является единственным полным источником для изучения семейных и свадебных обрядов каринских татар. Информация была получена от более чем 45 респондентов. Удалось записать более 50 текстов обычаев. Большинство опрошенных – жители села Карино, родившиеся в 30-40-е гг. XX в.
       Основные методы, применявшиеся при написании работы, – сравнительно-исторический и историко-типологический. Первый позволяет выявить особенности этнографической картины мира изучаемой группы и соседних народов, в первую очередь удмуртов и бесермян. Второй дает возможность освоить значительный пласт используемого в работе фактического материала, выделить локальные варианты и установить ареалы их распространения. Сбор материалов по выбранной теме велся методом опроса.
      В работе использовался также метод наблюдения. На всех этапах сбора полевой информации применялись различные методы фиксации: фотографирование, аудиозапись, графическое изображение. Наиболее ранний период, о котором в памяти респондентов сохранились достоверные исторические и этнографические факты, датируются началом XX в., поэтому существенное значение в нашем исследовании имели опубликованные архивные источники.
       В работе также использовались ресурсы всемирной компьютерной сети Интернет, откуда были добыты весьма интересные и значимые факты по изучаемой проблеме.
       Научная новизна исследования заключается в том, что наша работа является первым опытом подробного изучения семейно-брачных отношений и свадебных обрядов каринских татар. Исследование в значительной степени восполняет пробел в изучении данной проблемы. Богатый полевой материал позволил не только подтвердить некоторые положения, выдвинутые предшествующими исследователями истории и духовной культуры татарского народа, но и прийти к новым выводам в изучении его традиций и обычаев.
       Практическая значимость проведенной нами работы заключается в возможности использования материалов по свадебным обрядам каринских татар для сравнительного изучения с другими группами татар. Сведения, содержащиеся в работе, могут быть использованы для изучения других аспектов материальной и духовной культуры каринских татар. Полученный материал может быть положен в основу создания научно-популярных изданий, учебных пособий по истории и этнографии края, в оформлении музейных экспозиций.
       Летом 2007 г. на областном сабантуе в Кирове у меня взял интервью корреспондент кировской татарской газеты «Дуслык». В ходе диалога я поделился с журналистом результатами проводимого нами исследования по свадебным обрядам каринских татар. Корреспондент заинтересовался данной темой и предложил дальнейшее сотрудничество.
       Данная работа была представлена на районом и областном конкурсе «Я гражданин Вятского края».
      Наша исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников. Исследование снабжено текстовыми и иллюстративными приложениями, списком информаторов и меморатами.
     
     1. Семейно–брачные отношения каринских татар
     
     Семейно-брачные отношения и связанная с ними свадебная обрядность представляют собой довольно сложную, самобытную область культуры и быта, они несут на себе следы влияния не только социально-экономического уклада жизни общества, но и определенных этнических традиций, результатов взаимовлияния с окружающими иноэтничными народами.
      Каринская группа татар территориально удалена от основной массы татар Поволжья. Это, а также проживание их в иной этнической среде среди русских и удмуртов, способствовало формированию у них специфичных черт культуры и быта. В связи с социально-экономической отсталостью Вятской губернии, здесь дольше, чем в центральных районах России, сохранились патриархально-феодальные отношения. Все это нашло отражение в семейно-брачных отношениях каринских татар, в их обрядности.
     В процессе исследовательской работы нами изучена история появления каринской народности.
    1.1. Краткая история появления на вятской земле «загадочной» каринской народности
                                                                 Только узнав свои истоки,
     Мы узнаем свое предназначение.
    Гумилев Л.Н.
    Село Карино – историческая родина моих предков. Татарское село Карино раскинулось среди невысоких холмов, как бы на дне чаши. С северо-востока до юго-запада его окружают вятские увалы. В Карино их называют «тау» – гора. Каждая гора имеет свое название и легенду: «Фатыма-тау», «Паровой-тау», «Олель-тау», «Мешок-тау», «Кала-тау» (древнее городище), «Ташагар-тау», «Чардак-тау», «Чермш-тау», «Мазар-тау» (место старого кладбища, где имеется древнее надгробие, датируемое январем 1504 г.), «Бигре-тау», «Алма-тау», «Тке-тау».
    Карино – самое северное в мире компактное поселение татар (прил. 1) [22]. Старинное название – «Нухрат». Слово «Нухрат» в переводе с арабского языка означает серебро. Сам вопрос о появлении и происхождении данной группы татар вдали от основной массы окончательно не решен. В письменных источниках первое упоминание о нухратских татарах относится к 1489 г., когда после присоединения Вятской земли к Московскому государству, в Москву были призваны именитые вятские люди и арские князья (каринские служилые люди).
      В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино [6, 8].
       2 версия. В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский [21] и П. Н.Луппов [11] называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк. Исследуя надгробные памятники на кладбищах в Карино, я обнаружил памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. (прил. 2). Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?
      Бытует и другая версия, которую развил П.М.Сорокин. Когда в 1236 г. через Волжскую Булгарию прошла вся монголо-татарская армия под командованием Батыя, завоевав и разрушив ее города, булгары, уцелевшие после побоища, обратились к владимирскому великому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой дать им место для поселения. Юрий велел развести их по волжским и другим городам. К сожалению, источники, в частности русские летописи, не сообщают конкретных данных, по каким именно городам были размещены булгары, и сколько их было. Время диктата Орды является самым темным периодом в истории Руси. Мне кажется, что П.М.Сорокин был ближе всех к разгадке вопроса появления на вятской земле «загадочной» каринской народности. 2 его роботы, опубликованные в Вятском календаре за 1897 г. [16, 18], показывают, что ему недоставало лишь малой доли времени, чтобы высветить самую темную страницу нашей истории.
      Учитывая тот факт, что город «Нократ Болгары» больше не восстанавливался после разрушения, а также устные предания, передаваемые из поколения в поколение среди каринских татар, и ряд памятников булгарской культовой архитектуры, есть все основания полагать, что именно «нухратские булгары», предки нынешних каринских татар, поселившихся во второй половине XIII в. недалеко от устья реки Чепцы.
      Касимов Гильман Гусманович, представитель известной фамилии в с. Карино (моя бабушка в девичестве тоже была Касимова), на основе данных архива Удмуртского института истории языка и других источников, составил родословную чепецких татар (прил. 3), где указывает время основания поселения Нухрат (Карино) – 1250 г. Он называет булгарского князя – первого правителя предков каринских татар – Карабай [7]. На верхней Чепце в этот же период датируется намогильник 1323 г. в деревне Гордино (Гурьякала), близ деревни Кестым Глазовского района Удмуртии. Старожилы помнят, что из села Карино ездили туда, чтобы поклониться могилам умерших родственников.
      В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы [10]. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово [1].
      Деление Карино на 3 крупные единицы: Верхнее Карино, по местному «Олы ил» или «Югары авыл» (в настоящее время здесь никто не проживает), Нижнее Карино – «Тубэн авыл» и Ильясово – «Ильяс ил», с дополнительными разделами их на «авыл» существует и в настоящее время. Так, Верхнее Карино состоит из Деветьяр и Митюков «авыл», Нижнее Карино – из Араслан, Абаш и Касим «авыл»; в составе последней еще выделяется «Юач авыл».
       До сегодняшнего дня в народе сохранилась память о том, что Верхнее и Нижнее Карино делились на 2 части: «би як» и «бычырман як». В «би як» жили князья, а в «бычирман як» (дд.Митюково и Абашево) – бесермяне, зависимое от князей население. Бесермане поселялись отдельными кварталами – аулами, недалеко от своих владельцев (прил. 4, 13).
       Вот еще одна ниточка, которая связывает Карино и Волжскую Булгарию. Бесермяне являются потомками Волжских Булгар. Они были магометанской веры, обученные грамоте. Вероятно, что надписи на древних памятниках на кладбище «Мазар зыарат» в Карино принадлежат бесермянам.
      Мои дедушки: Гафиатулла и Нурулла, оба Митюковы, родились в Верхнем Карино в деревне Митюково или в «Олы ил бычырман». Отсюда можно сделать вывод, что я являюсь отатарившимся бесермянином, потомком Волжских Булгар.
       У загадочного каринского народа имеются свои обычаи, обряды и традиции, в числе которых наиболее важными являются те, которые укрепляют семью, а именно установившиеся веками семейно-брачные отношения и свадебные обряды нухратских татар.
     
     1.2. Семейный быт каринских татар
     
     Характерной особенностью семейного быта данной этнографической группы было длительное, вплоть до 20-х гг. XX в., сохранение больших семей. Количество членов семьи в среднем составляло 15-20 человек. Встречались семьи в 20-25 и даже 35 человек. Обычным явление было проживание вместе с родителями женатых сыновей со своими семьями. У прадеда моей мамы Касимова Фатхуллды было 4 сына и 3 дочери. После женитьбы сыновей, состав семьи увеличился до 18 человек.
      Большие семьи жили в основном в двухэтажных домах. Дедушка Нурулла помнит, что в Верхнем Карино было 23 двухэтажных дома, а в Нижнем Карино – 63 дома. Часть домов сохранилась и по сей день (прил. 5). Дома были в большинстве 8-комнатные. Глава семьи занимал верхний этаж дома, а остальные – нижний. Большое количество 2-этажных домов отличает Карино от других поселений татар Поволжья, где большие семьи чаще жили в 3-камерных домах, а иногда и в домах типа «изба-сени». Если же дом был 3-камерный («кара-каршы»), то в чистой половине дома («ак ий») жили старики, а в задней («кара ий») – молодые. У каждой семьи в доме было свое место ночлега. Кровать супругов завешивалась занавеской («тяршо»). У моей мамы Ляли хранится такая занавеска, т.к. любая девушка должна была иметь ее в своем приданом. Сейчас в Карино построено много домов на две семьи. Дедушка живет в одноэтажном доме, разделенном на 2 половины со своим братом Вакилем.
      Главой любой семьи в Карино являлся отец. В его руках находилась семейная касса, он следил за порядком в хозяйстве, распределял работу среди мужчин. В обязанности мужчин входило выполнение крупных хозяйственных работ – пахота, сев, заготовка дров, корма для скота, уход за скотиной. По вечерам мужики плели лапти и корзины, вили веревки (прил. 14). Дядя Зариф плел очень хорошие корзины из черемухи. Его 3-ведерные плетенки («тубал карзин») сохранились и по сей день, и мы используем их при сборе картошки.
      Совсем другими обязанностями были наделены представительницы слабого пола. Женщины готовили пищу, убирали в доме, носили воду, доили коров, шили, пряли, ткали. Свекровь, в частности, присматривала за маленькими детьми и сама делила еду. Летом прибавлялись полевые работы. Жали в основном женщины. Помогали им мужчины и дети. У моей бабушки Ркии даже осталась меточка на мизинце от пореза серпа.
      В основном каринские женщины выполняли ту же работу, что и в других русских и удмуртских деревнях, но они почти не участвовали в сенокосе и не выращивали многие овощные культуры. Во все времена года женщины занимались приработками. Из соседних удмуртских деревень привозили кудель и пряли ее, причем половина нитей оставалась работнице, другая же половина – хозяевам. Иногда пряли за деньги. Очень быстро пряла бабушка Ркия. Я, будучи 5-летним мальчиком, наблюдал за ее работой. Прялка («кааба») – это доска со стояком, на который крепили пучок кудели. Бабушка садилась на доску и понемногу непрерывно вытягивала из кудели нитку, наматывая ее на крутящееся веретено. Периодически она придавала веретену вращение большим и указательным пальцами. За работой она успевала рассказывать внукам еще и различные байки, которые с удовольствием мы слушали. Вот одна из баек, которую я хорошо запомнил: раньше часто на селения нападали с целью разбоя черемисы. Чтобы уберечься от нападения врагов каринцы плели лапти в 60 сантиметров и разбрасывали их по округе. Неприятель, находивший эти гигантские лапти, обходил селения, пугаясь людей великанов, носивших такую большую обувь.
      Наличие лесов создавало благоприятные условия для появления специфических приработков. Женщины и дети занимались заготовкой ивовой коры («тал ерту»), которую сдавали скупщикам, специально ездившим по деревням. Летом женщины собирали лесные богатства: чернику, малину, голубику, бруснику. Из них готовили пастилу («как»), которая часто шла на продажу. Моя мама сохранила уникальный рецепт этого блюда, который знают только жители Карино. Особенно мне нравится «как» из малины.
     Также характерным занятием нухратских женщин были поездки в Слободской для продажи ягод, яиц, молока и многого другого. Вырученные деньги использовались на женские нужды: на украшения и наряды. Таким образом, каринские женщины были более раскрепощенные, чем в других татарских поселениях Поволжья, где женщины не ездили сами торговать на базары.
      Большие работы в селе делали все сообща. До сегодняшних дней сохранилась в Карино взаимовыручка («кул алмаш»): при посадке и уборке картофеля, на сенокосе, при строительстве домов семьи помогают друг другу. Летом я помогал сенокосить, и убирать картофель семье брата дедушки Нуруллы.
     
    1.3. Характеристика семейно-брачных отношений в каринских семьях
     
     Отношения между членами семьи строились на основе неукоснительного соблюдения требований патриархальной иерархии, а именно, на подчинении женщин мужчинам, младших – старшим, и всех вместе – главе семьи. Регламентирование норм поведения еще более усиливалось под влиянием требований шариата.
       У каринских татар даже с большей строгостью и значительно дольше, чем у казанских татар, соблюдался обычай избегания («иялу»). Запреты, связанные с обычаем избегания, касались исключительно женщин. Так, женщина не имела права разговаривать со свекром и со всеми старшими родственниками мужа – мужчинами. При входе свекра в помещение все невестки вставали и не садились до тех пор, пока он там находился. При появлении мужчин женщина закрывала свое лицо или часть лица углом головного платка. Мне самому уже не пришлось наблюдать этот обычай, но я заметил, что многие бабушки до сих пор еще носят платки. Два соседних конца его связываться на подбородке, а два других конца свисают на спине (прил. 6). Это, каким-то образом, давало возможность женщине использовать его край в виде занавески и отгораживаться от мужчин, используя еще угол поворота.
      В больших семьях женщины никогда не ели за одним столом с мужчинами. Вначале подавали еду мужчинам. Вместе с ними или отдельно в своей половине дома питалась жена главы семьи. Остальные женщины с детьми ели после того, как заканчивали трапезу мужчины. Каждая сноха со своими детьми питалась в своей части дома, на своем «сэке», в то время как глава семьи с женой и все мужчины ели вместе, сидя за столом.
      Все эти запреты и предписания женщина должна была соблюдать на протяжении почти всей своей жизни. Даже в тех случаях, когда старик, потеряв сыновей, оставался по существу на иждивении снохи, она не могла заговорить с ним первой, без его разрешения. Таких примеров было много в военное время. Даже получив похоронку на мужа, сноха не могла первой заговорить и сказать о смерти сына свекру.
      Особенно зависимым и тяжелым было положение молодушки – «яшь килен». Помимо многочисленных запретов, касающихся женщин, молодушка должна была соблюдать обязательные предписания в ношении определенной одежды. Поверх платья на ней должен был быть камзол, фартук, а на голове – 2 платка, верхний из них был побольше и служил покрывалом – «бөркәнчек». И даже во время жатвы, в жару, она не имела права снять с себя ни камзола, ни хотя бы один из двух платков. В таком одеянии молодая женщина ходила обычно 2-3 года, иногда и дольше, до тех пор, пока ей не намекали, что камзол постоянно носить не обязательно. А вот платок она носила всю свою жизнь и «бөркәнчек» покрывала всегда, отправляясь куда-нибудь из дома. «Яшь килен» на первых порах не имела права есть за общим столом. Она ела в своем углу за занавеской, причем только то, что ей приносила туда свекровь, либо кто-нибудь из детей. Молодушка никогда не мылась в бане с другими женщинами. Но в ее обязанность входило пойти в баню и, не раздеваясь, потереть свекрови спину. То же самое она должна была делать и по отношению к старшим родственницам мужа. Особенно строго соблюдались эти предписания до рождения первого ребенка. Моя бабушка Фарида рассказывает, что в семье ее отца было 9 детей: 2 дочери и 7 сыновей. Ее старший брат женился в 1946 г. Молодушка Каусара соблюдала правила поведения и нормы этикета, обусловленные обычаем избегания, что свидетельствовало об уважительном отношении молодухи к родственникам мужа. Отец мужа Загидулла сказал ей, что она может открыть лицо и питаться вместе со всеми за общим столом. Но мать молодушки была женщиной строгих порядков. Она не разрешила дочери открывать лица перед свекром сказав: «Бетен ачса, теле да ачылыр» – если откроет лицо, то и язык развяжет (прил. 15). Такое положение характерно для всех татарских невесток Поволжья, а также бесермян [15].
      Перечисленные обычаи соблюдались повсеместно до конца 1930 г., в пережиточной форме сохранялись и позже. В настоящее время они сохраняются в форме уважительного отношения младшего поколения к старшему.
      Изучив семейные отношения в каринских семьях мы убедились в том, что это ничто иное, как строгое соблюдение и выполнение сложившихся веками норм и обычаев.
    Категория: Информационные статьи | Добавил: nailia (30.08.2011)
    Просмотров: 6091 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/6
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: