Главная | Регистрация | Вход
Автономия Татар Кирова
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Информационные статьи [11]
Образовательные статьи [0]
Азы изучения татарского языка [13]
История [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 574
Друзья сайта
  • ДЕТИ СОЛНЦА. Фестивальное движение.
  • Проект "Танцевальный клондайк"
  • Официальный сайт Сергея Пичуричкина
  • Центр изучения культуры и языка AYMARA.su
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Информационные статьи

    направление работы клуба "Согласие"

    направление работы клуба межнационального общения Научное «Согласие»

    Сахарова Л.Г., к.и.н, педагог дополнительного образования МОАУ ДОД «Центр детского исследовательская деятельность по изучению татарской культуры на Вятке как важное творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова»

    Мосунова Н.М.,  педагог изучением дополнительного образования МОАУ ДОД «Центр детского творчества с прикладной экономики г. Кирова»

     

         Вятская губерния (ныне Кировская область) в начале ХХ века являлась одной из крупнейших губерний России.  По численности превалировало русское православное население. На втором месте по численности традиционно были татары, преимущественно исповедовавшие ислам. В 1900 году в Вятской губернии насчитывалось 136 048 магометан [1].  В начале ХХI века в Кировской области имеется множество населенных пунктов компактного проживания мусульман, особенно в  южных районах Малмыжском и Вятско-Полянском. Самым северным поселением татар-мусульман в регионе и  России является самобытное село Карино Слободского района Кировской области. Кроме православия в области проживают представители традиционной национальной религии марийцев и удмуртов, старообрядцы, католики и представители других конфессий. Несмотря на поликонфессиональность региона при выраженном влиянии православия в регионе на протяжении веков сформировалась своеобразная культура  общения между представителями различных конфессий.

           Важно у современной молодежи сформировать правильные представления о сути той, или иной религиозной культуры, о традициях мирного проживания представителей различных конфессий в Вятском регионе, уважительного отношения к конфессионально культуре соседа - все это составляет суть понятия «культура межконфессионального общения». Актуальность реализации данного направления воспитания обусловлена современными требованиями к подготовке специалистов для производственной сферы, которые должны обладать навыками общения в поликультурном коллективе.

      Одним из приоритетных направлений деятельности клуба межнационального общения «Согласие» в 2013-14 гг. являлось изучение этноконфессиональных культур Вятки в процессе научно-исследовательской деятельности. Реализация данного направления осуществляется при поддержке Научной лаборатории теории и методики поликультурного воспитания студентов (Кировская государственная медицинская академия, Кировского отделения Всероссийского общества «Знание», Национально-культурной автономии татар г. Кирова .

          В соответствии с нормами международного права и российскими законами детям и молодежи гарантируется  подготовка к сознательной жизни «в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбу между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [2].  

           Целенаправленная деятельность молодежных объединений при содействии государственных образовательных учреждений и общественных организаций способствует решению значимых социальных проблем среди которых важнейшей является проблема формирования у молодежи культуры межконфессиональных отношений.

          Основой  работы молодежных объединения историко-краеведческой направленности, занимающихся вопросами формирования культуры межконфессиональных отношений у молодежи являются принципы  деятельностного и поликультурного подходов, сформулированные Ф.Ф. Харисовым:

    - развитие способностей свободу как свою собственную, так и других людей;

    - развивать навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость;

    - способствовать восприятию и признанию гуманных основ взаимодействия между людьми, полами, народами и культурами;

    - формировать чувство личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской [3].

        Среди наиболее эффективных  форм организации научно-исследовательской деятельности являются экспедиции и экскурсии  к местам компактного проживания представителей различных этноконфессиональных групп.

         В 2014  году в рамках реализации грантового проекта «Мы вместе!»  члены клуба межнационального общения «Согласие» осуществили научную  экскурсионную поездку в самое северное место компактного проживания мусульман в Кировской области - село Карино Слободского района.

     

     До экскурсии молодые люди отмечали, что имеют лишь самые общие представления об исламе. В экспедиции приняло участие 16 человек.

          Экспедиция включала в себя три основных этапа, каждый из которых строился на основе определенных целей и задач.

    Первый этап - подготовительный предусматривал изучения основ ислама в целом: сути вероучения, основ обрядности, а также проведение исходящей диагностики по выявлению исходного уровня представлений    о культуре ислама на Вятке и формулирование индивидуальных заданий по изучению отдельных составляющих культуры ислама.  

    Использование эмоционально-образных средств (средств искусства,  художественной и религиозной литературы) способствует эмоциональной подготовке молодежи к экспедиции. Возможность наглядно ознакомиться с элементами религиозных культур в условиях городской культуры повседневности направлено на стимулирование эмоциональной сферы молодых людей, развитие познавательного интереса к иной религиозной культуре.

     В рамках подготовительного этапа молодежь ознакомилась с основами истории и культуры народов Вятки.

     Закреплению ценностного суждения о том, что на Вятке сложилась своеобразная культура поддержания конфессионального мира в рамках повседневного общения, способствует ряд приемов формирования познавательного интереса.

    По мнению Г.И. Щукиной данные приемы должны характеризоваться тремя моментами:

    -положительными эмоциями по отношению к деятельности;

    -наличием познавательной стороны эмоций;

    -наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [4].

      Данным требованиям в процессе формирования культуры межконфессиональных отношений соответствуют следующие приемы:

    - анализ отрывков из религиозной, художественной литературы, фольклорных произведений;

    - анализ жизненных ситуаций  (Например, успешная торговля во многом зависела от уважения религиозных традиций соседей, покупателей. Во время Рождественских и Пасхальных  ярмарок в населенных пунктах Вятского края татары-торговцы, всегда предлагали лучший товар, непременно поздравляли с праздником и желали здоровья. Русские торговцы во время мусульманского поста никогда прилюдно не употребляли пищи в дневное время, торгуя в татарских селах [5].

          Второй этап- экскурсионная поездка в село Карино была направлена на изучение особенностей народного ислама, материальной и духовной культуры мусульман  в севере Вятского региона в окружении иных этноконфессиональных групп, участие в празднике дружбы «Сабантуй».

     Реализация данной цели осуществлялась на основе метода вживания в иную религиозную культуру.  С целью формирования культуры межконфессионального общения использовались следующие методы:

    - методы диалога: «живого общения с жителями села, представителями духовенства» по средствам беседы, беседы в ходе экскурсий к памятникам исламской культуры, имеющимся в селе;

    -  монологические методы: рассказы местных жителей о религиозной истории села, религиозных памятниках села, религиозных обрядах и традициях, чтение Корана.

    - методы «вживания в среду»: посещение домов жителей села и ознакомление с материальной культурой мусульман, участие в трапезе и дегустация традиционных  татарских блюд, примерка народных старинных и стилизованных костюмов, исполнение совместно с жителями села татарских песен.

    - стимулирование эмоциональной сферы у молодежи посредством средств эстетического характера: посещение действующих и разрушенных мечетей, мусульманских кладбищ, святых мест; прослушивание религиозных музыкальных произведений.

        Третий этап- популяризация полученных результатов исследования культуры ислама на Вятке в молодежной среде: фотовыставки, видео-семинары, публикация научных статей и анализ изменения  представлений о культуре ислама в регионе.

        Таким образом, научно-исследовательская деятельность, ориентированная  на развитие эмоциональной сферы и активизацию познавательного процесса, позволяет развитию в молодежной среде ориентированности на сохранение социального мира.

    Список литературы

     

    1.Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность. Историко-статистический сборник. [Текст].-Киров: «Триада-С», 2006.-С.547/

    2.  Конвенция о правах ребенка [Текст]// От внешкольной работы –к дополнительному образованию детей/ Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Науч. ред.А.К. Бруднов.-М.: Владос, 2000.-С.35

    3.Харисов, Ф.Ф. Национальная культура как фактор социализации обучающихся в системе образования [Текст]/ Ф.Ф. Харисов// Воспитательный потенциал национальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства».-Казань.:ТГГПУ, 2007.Ч.1.-С.13-14.

     4.Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]/ Г.И. Щукина.-М.: Педагогика, 1986.-С.42.

    5.Сахарова, Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи на Вятке в новейшее время (1918-начало ХХI в.) [Текст] / Л.Г. Сахарова.- Киров: Лобань, 2008.-С.98-100.

     

     

     

    Категория: Информационные статьи | Добавил: nailia (30.09.2014)
    Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: