направление работы клуба межнационального общения Научное «Согласие»
Сахарова Л.Г., к.и.н, педагог дополнительного образования МОАУ ДОД «Центр детского исследовательская деятельность по изучению татарской культуры на Вятке как важное творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова»
Мосунова Н.М., педагог изучением дополнительного образования МОАУ ДОД «Центр детского творчества с прикладной экономики г. Кирова»
Вятская губерния (ныне Кировская область) в начале ХХ века являлась одной из крупнейших губерний России. По численности превалировало русское православное население. На втором месте по численности традиционно были татары, преимущественно исповедовавшие ислам. В 1900 году в Вятской губернии насчитывалось 136 048 магометан [1]. В начале ХХI века в Кировской области имеется множество населенных пунктов компактного проживания мусульман, особенно в южных районах Малмыжском и Вятско-Полянском. Самым северным поселением татар-мусульман в регионе и России является самобытное село Карино Слободского района Кировской области. Кроме православия в области проживают представители традиционной национальной религии марийцев и удмуртов, старообрядцы, католики и представители других конфессий. Несмотря на поликонфессиональность региона при выраженном влиянии православия в регионе на протяжении веков сформировалась своеобразная культура общения между представителями различных конфессий.
Важно у современной молодежи сформировать правильные представления о сути той, или иной религиозной культуры, о традициях мирного проживания представителей различных конфессий в Вятском регионе, уважительного отношения к конфессионально культуре соседа - все это составляет суть понятия «культура межконфессионального общения». Актуальность реализации данного направления воспитания обусловлена современными требованиями к подготовке специалистов для производственной сферы, которые должны обладать навыками общения в поликультурном коллективе.
Одним из приоритетных направлений деятельности клуба межнационального общения «Согласие» в 2013-14 гг. являлось изучение этноконфессиональных культур Вятки в процессе научно-исследовательской деятельности. Реализация данного направления осуществляется при поддержке Научной лаборатории теории и методики поликультурного воспитания студентов (Кировская государственная медицинская академия, Кировского отделения Всероссийского общества «Знание», Национально-культурной автономии татар г. Кирова .
В соответствии с нормами международного права и российскими законами детям и молодежи гарантируется подготовка к сознательной жизни «в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбу между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» [2].
Целенаправленная деятельность молодежных объединений при содействии государственных образовательных учреждений и общественных организаций способствует решению значимых социальных проблем среди которых важнейшей является проблема формирования у молодежи культуры межконфессиональных отношений.
Основой работы молодежных объединения историко-краеведческой направленности, занимающихся вопросами формирования культуры межконфессиональных отношений у молодежи являются принципы деятельностного и поликультурного подходов, сформулированные Ф.Ф. Харисовым:
- развитие способностей свободу как свою собственную, так и других людей;
- развивать навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость;
- способствовать восприятию и признанию гуманных основ взаимодействия между людьми, полами, народами и культурами;
- формировать чувство личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской [3].
Среди наиболее эффективных форм организации научно-исследовательской деятельности являются экспедиции и экскурсии к местам компактного проживания представителей различных этноконфессиональных групп.
В 2014 году в рамках реализации грантового проекта «Мы вместе!» члены клуба межнационального общения «Согласие» осуществили научную экскурсионную поездку в самое северное место компактного проживания мусульман в Кировской области - село Карино Слободского района.
До экскурсии молодые люди отмечали, что имеют лишь самые общие представления об исламе. В экспедиции приняло участие 16 человек.
Экспедиция включала в себя три основных этапа, каждый из которых строился на основе определенных целей и задач.
Первый этап - подготовительный предусматривал изучения основ ислама в целом: сути вероучения, основ обрядности, а также проведение исходящей диагностики по выявлению исходного уровня представлений о культуре ислама на Вятке и формулирование индивидуальных заданий по изучению отдельных составляющих культуры ислама.
Использование эмоционально-образных средств (средств искусства, художественной и религиозной литературы) способствует эмоциональной подготовке молодежи к экспедиции. Возможность наглядно ознакомиться с элементами религиозных культур в условиях городской культуры повседневности направлено на стимулирование эмоциональной сферы молодых людей, развитие познавательного интереса к иной религиозной культуре.
В рамках подготовительного этапа молодежь ознакомилась с основами истории и культуры народов Вятки.
Закреплению ценностного суждения о том, что на Вятке сложилась своеобразная культура поддержания конфессионального мира в рамках повседневного общения, способствует ряд приемов формирования познавательного интереса.
По мнению Г.И. Щукиной данные приемы должны характеризоваться тремя моментами:
-положительными эмоциями по отношению к деятельности;
-наличием познавательной стороны эмоций;
-наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [4].
Данным требованиям в процессе формирования культуры межконфессиональных отношений соответствуют следующие приемы:
- анализ отрывков из религиозной, художественной литературы, фольклорных произведений;
- анализ жизненных ситуаций (Например, успешная торговля во многом зависела от уважения религиозных традиций соседей, покупателей. Во время Рождественских и Пасхальных ярмарок в населенных пунктах Вятского края татары-торговцы, всегда предлагали лучший товар, непременно поздравляли с праздником и желали здоровья. Русские торговцы во время мусульманского поста никогда прилюдно не употребляли пищи в дневное время, торгуя в татарских селах [5].
Второй этап- экскурсионная поездка в село Карино была направлена на изучение особенностей народного ислама, материальной и духовной культуры мусульман в севере Вятского региона в окружении иных этноконфессиональных групп, участие в празднике дружбы «Сабантуй».
Реализация данной цели осуществлялась на основе метода вживания в иную религиозную культуру. С целью формирования культуры межконфессионального общения использовались следующие методы:
- методы диалога: «живого общения с жителями села, представителями духовенства» по средствам беседы, беседы в ходе экскурсий к памятникам исламской культуры, имеющимся в селе;
- монологические методы: рассказы местных жителей о религиозной истории села, религиозных памятниках села, религиозных обрядах и традициях, чтение Корана.
- методы «вживания в среду»: посещение домов жителей села и ознакомление с материальной культурой мусульман, участие в трапезе и дегустация традиционных татарских блюд, примерка народных старинных и стилизованных костюмов, исполнение совместно с жителями села татарских песен.
- стимулирование эмоциональной сферы у молодежи посредством средств эстетического характера: посещение действующих и разрушенных мечетей, мусульманских кладбищ, святых мест; прослушивание религиозных музыкальных произведений.
Третий этап- популяризация полученных результатов исследования культуры ислама на Вятке в молодежной среде: фотовыставки, видео-семинары, публикация научных статей и анализ изменения представлений о культуре ислама в регионе.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность, ориентированная на развитие эмоциональной сферы и активизацию познавательного процесса, позволяет развитию в молодежной среде ориентированности на сохранение социального мира.
Список литературы
1.Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность. Историко-статистический сборник. [Текст].-Киров: «Триада-С», 2006.-С.547/
2. Конвенция о правах ребенка [Текст]// От внешкольной работы –к дополнительному образованию детей/ Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Науч. ред.А.К. Бруднов.-М.: Владос, 2000.-С.35
3.Харисов, Ф.Ф. Национальная культура как фактор социализации обучающихся в системе образования [Текст]/ Ф.Ф. Харисов// Воспитательный потенциал национальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства».-Казань.:ТГГПУ, 2007.Ч.1.-С.13-14.
4.Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]/ Г.И. Щукина.-М.: Педагогика, 1986.-С.42.
5.Сахарова, Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи на Вятке в новейшее время (1918-начало ХХI в.) [Текст] / Л.Г. Сахарова.- Киров: Лобань, 2008.-С.98-100.
|