ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в жизни российского общества, связанными с одной стороны процессами глобализации и размыванием национально-религиозной идентичности народов, с другой стороны стремление людей сохранить свою национально-религиозную культуры, мудрые « традиции предков». Также актуальность темы определяют и негативные проявления в российском обществе, связанные с проявлением национально-религиозной ненависти в молодежной среде. Вятский край (Кировская область) является полиэтническим и поликонфессиональным образованием, с доминирующими позициями русского и православного населения. Хотя с давних времен на территории области проживали и марийцы, и удмурты и татары. По данным переписи населения 1989 года в Кировской области проживало 1 531679 русских, 45666 татар, 44496 марийцев, 22955 удмуртов и еще представители более ста национальностей.[1] В настоящее время сохранились места компактного проживания национальных меньшинств, в том числе и самобытные марийские, удмуртские и татарские села. Одним из примеров таких сел является самобытное татарское село Карино. Его жители, не смотря на унификационные процессы советского периода, сумели сохранить лучшие традиции своего народа- трудолюбие, предприимчивость, верность религиозным традициям предков. Хронологические рамки исследования охватывают период новейшего времени в истории России с 1918 по 2008 гг.. Первая дата связана с началом реализации противоречивой национальной и религиозной политики советской власти. С одной стороны эта политика была направлена на подъем национального сознания и включения в активное строительство социализма «нацмен», с другой стороны способствующая размыванию национально-религиозной культуры народов и созданию единой общности «советский народ». Конечная дата связана с активизацией процессов возрождения самобытных национально-религиозных традиций татар, жителей села Карино Слободского района Кировской области. Территориальные рамки исследования охватывают село Карино Слободского района Кировской области, а также населенных пунктов Кировской области и России, где проживает значительное число уроженцев села Карино. Село Карино издревле является местом компактного проживания татар в Вятском крае, которые сформировали под влиянием русского и удмуртского населения, проживающего по соседству самобытную культуру. Степень изученности темы Истории и культуре жителей села Карино в отечественной историографии уделено значительное внимание. Имеется ряд краеведческих работ и публикаций, посвященных данной теме. В основном историки и этнографы обращают внимание на историю заселения данных мест, особенности национальной одежды и бытовой культуры вятских татар, проживающих в селе Карино Слободского района Кировской области. Среди исследований можно выделить труды И.Ю. Трушковой, А.Х. Халикова, А.В. Эмаусского[2]. По поводу расселения татар на Вятке И.Ю. Трушковао отмечает: « Арская земля и Карино демонстрируют пример этнических контактов нового времени-сосуществование в рамках одного государственного образования людей разных этнических групп. После разгрома Булгарского государства монголо-татарами начинается переселение булгар, а позднее и татар. Каринских татар называют «арскими князьями». Само название «Карино» происходит от удмуртского «кар»-город».[3] Истории села Карино и особенностям социальных процессов в самобытном селе в новейшее время фактически не уделяется внимания исследователями. Нами было проведено самостоятельное исследование, которое опиралось на изучение архивных материалов (документов, деловой переписки, информационных писем) советских и партийных органов с органами местного управления в селе Карино в новейшее время. Методы исследования применялись различные, как исторические, так и общенаучные. Основным методом исследования являлся проблемно-хронологический метод, который позволял выделить основные проблемы сохранения национально-религиозной самобытности в хронологической динамике. Также использовался метод наблюдения за ходом мероприятий, а именно вечеров татарской культуры, общением между представителями различных поколений и этноконфессиональных групп. В рамках сбора информации использовались методы полевых исследований, а именно анкетирование и интервьюирование жителей села Карино различных возрастов в 2007- 2008 годах. Было выделено три основных группы респондентов: старшего возраста (60-80 лет), среднего( 35-59 лет) и молодежи 14- 34 лет. Источниковая база – это материалы Государственного архива социально-политической истории г. Кирова (ГАСПИКО), Фонд 452 (Вятский губернский комитет РКСМ-ВЛКСМ),Опись 1, Дд. 71,73, 93, 96, 102 Положения выносимы на защиту: - Село Карино Слободского района Кировской области-самобытное татарское село, сохранившее элементы национально-религиозных традиций в новейшее время; -Массовые формы работы с населением, чувство национальной гордости и уважения традиций, соседних народов-главные составляющие сохранения самобытности в условиях постиндустриального общества. Практическая значимость исследования заключается в необходимости постановки вопроса об изучении истории и культуры народов Вятского края в рамках исторических молодежных объединений, элективных и факультативных курсов, а также формирования культуры межконфессиональных отношений по средством формирования у молодежи представлений о культуре и истории различных народов. Данная позиция будет способствовать налаживанию социального спокойствия в полиэтническом и поликонфессиональном регионе, диалогу культур и сохранению положительного опыта предков.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА КАРИНО В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С РЕЛИГИЕЙ И УТВЕРЖДЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1-1. Особенности сохранение религиозных традиций жителями села Карино в советский период (1917-1991 гг.) Впервые годы советской власти был взят курс на реализацию принципа равенства граждан независимо от национально-религиозной принадлежности. За национальными меньшинствами в регионах был закреплен термин - «нацмены». Началось активное привлечение представителей национальных меньшинств в Вятской губернии к работе в административном аппарате, партийных и комсомольских органах, культурно-просветительских учреждениях. Большое внимание уделялось созданию школ, первоначально преподавание велось на родном языке. Советские органы подробно изучали специфику, национально-религиозный состав населенных пунктов Вятской губернии с целью проведения эффективной политики по внедрению новой социалистической культуры, основанной на принципах равенства, формирования атеистического мировоззрения и вытеснения религиозного компонента из духовной культуры и культуры быта населения. Также предполагалась замена старых традиций проведения досуга и организации хозяйствования новыми коллективными формами ведения хозяйства. В аналитических докладах партийных органов отмечалось: «Село Карино расположено в пятнадцати километрах от уездного центра, с населением 5060 человек: татар-4551, вотяков-357, русских-152, Молодежь от 14 до 23 лет-1120 человек. Богатое селение. Экономическую мощность можно судить по следующему- лошадей 831, коров-845, торговцев-51 человек. Школ Первой ступени-1, детский сад, ликпункт, изба-читальня, красный уголок. Изба-читальня татарской литературой обеспечена достаточно».[4] Проблемными с точки зрения вопросами развития данного специфичного в силу своего национально-религиозного состава населенного пункта были следующие вопросы: -сохранение мусульманских традиций и религиозное воспитание молодежи; -сохранение частнособственнических традиций (единоличных богатых хозяйств, активная торговля регионального и межрегионального плана; -пассивная, особенно впервые годы советской власти поддержка ее мероприятий и наличие оппозиционных настроений; -отсутствие желание со стороны женщин принимать участие в общественной жизни; -верность традиционным формам проведения досуга праздник «Сабантуй», празднование мусульманского нового года. Особую озабоченность местного руководства и комсомольских органов вызывала выраженная религиозность населения. В 1920-30-е годы в селе продолжали функционировать духовные мусульманские школы, которые осуществляли свою деятельность как открыто, так и подпольно. Первоначально со стороны советских органов применялись мягкие методы борьбы с религией - это пропаганда научных знаний, распространение антирелигиозной литературы. Впервые десятилетия советской власти осуществлялась демонстрация демократических законодательных основ, регулирующих положение религии и церкви в государстве, равенство в правах верующих и атеистов, государственную политику, направленную на устранение конфликтных ситуаций на религиозной почве. Основой данной трактовки понятия «культуры межконфессиональных отношений в советском обществе» являлись положения Декрета Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 года: В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устраивали, какие бы то не было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. <…> Каждый гражданин может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой <…> Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, они не нарушают общественного порядка».[5] В первое десятилетие советской власти с целью устранить доминирующие влияние Русской православной церкви государство не оказывало противодействия стремлению других конфессий расширить свое влияние на народ в различных регионах в зависимости от особенностей конфессионального состава, демонстрируя реализацию принципа равенства конфессий. С другой стороны атеистическое, по сути, государство главной задачей воспитания подрастающего поколения ставило формирование материалистического сознания у молодежи и атеистических взглядов с использованием метода противопоставления религиозной культуре новой социалистической культуры. В аналитической записки о религиозном влиянии на молодежь в Вятской губернии в 1920-30-е годы отмечалось: « Хуже дело обстоит с магометанством, на него в последние годы внимание обращалось мало. Духовенство совместно с кулачеством села Карино организовало школу вероучения при мечети. Муллы на собраниях распространяют ложные слухи. Муллы, используя родителей в селе Карино, говорят о том, что если их сын или дочь не выйдут из комсомола, то все грехи будут нести на том свете, а мы не будем из ваших семей исполнять религиозные обряды».[6] Таким образом, в селе Карино отмечалась крепость традиций семейного воспитания, а именно религиозного воспитания. Не желая углублять конфликт с властями, и в связи с ужесточением методов антирелигиозной борьбы (репрессии, уголовная ответственность) население Карино к 1930-м года отличает более компромиссное поведение: вступление в комсомол, создание антирелигиозных кружков, более широкое посещение школ и культурных заведений светского характера. То есть начинается тенденция социальной мимикрии. Являясь комсомольцем и используя все выгоды этого статуса, молодежь села Карино продолжала соблюдать религиозные обряды, посещать мечеть, соблюдать старинные свадебные традиции и похоронную обрядность. Советские органы отмечали их экономическую неэффективность (большие затраты, калым): « Широко разъяснять вред старых свадеб, похорон с точки зрения разрушения экономического положения хозяйства».[7] Постепенно советская обрядность начинает утверждаться, но и старые традиции трансформировались, упрощались, но все, же сохранялись. Такие, например, как символически калым за невесту, важная роль старой мудрой женщины-бабушки в семье при ведении хозяйства, выраженное главенство мужчины в семье, торговые традиции.[8] Таким образом, жители села Карино, не смотря на антирелигиозную политику советского государства, сохраняли верность мусульманским традициям, приспосабливаясь к инновациям в культурной жизни страны. 1-2. Сохранение народных традиций и элементов традиционной материальной культуры жителями села Карино в советский период На протяжении новейшего времени жители татарского села Карино сохраняли ряд Народных традиций духовной и материальной культуры рамках индустриального и постиндустриального общества. Прежде всего большое внимание уделялось проведению досуга, организации здорового образа жизни, физической подготовке молодежи и формированию ценностных качеств и трудолюбия, которые имеют важное значение для создания семьи и воспитания детей. Среди традиционных народных праздников жители села Карино отмечали Сабантуй и Атна кич Уйны, в которых принимали участие не только татары, но и русские и удмурты, проживающие по соседству. Данные праздники отмечали в начале лета. Как отмечают советские органы в 1920-30-е годы, среди религиозных праздников наибольшее значение имел «Курбан-Байрам-день жертвы. Приносят в жертву много скота, коров, овец и беспрестанно молятся ,поминая мертвых. Много тратиться денег на вызов гостей и муллу».[9] Традиционно вятские татары отмечают праздник «Сабантуй»-«праздник плуга». Праздник имеет языческие корни, проводился в начале июня после окончания весенних полевых работ. В советский период религиозная суть праздника оставалась в тени. Комсомольские органы, чтобы не вызвать недовольство местного населения отменой любимого и традиционного праздника, организовывали «Сабантуй» как спортивный праздник, направленный на развитие национального творчества, пропаганду спорта и научных знаний.[10] В качестве примера можно привести сценарий праздника»Сабантуй» в татарском селе Карино, который проходил в 1927 году. Сценарий праздника «Сабантуй» в с. Карино, 1927 г. (Слободской район Кировской области)[11] 1. Накануне праздника «Сабантуй» 2 человека на лошадях устраивают демонстрацию по всем улицам с. Карино. 2. Накануне праздника в 19. 00 –спектакль с докладом Н. Арасланова о значении праздника «Сабантуй» в быту татар. 3. Открытие праздника-конкурс гармонистов. 4. Конные скачки. Участниками должны являться исключительно крестьяне 5. Спортивные соревнования: -залезание на столб за призом; -соревнование по бегу детей; -соревнование по съеданию калача для детей и молодежи; -соревнование по борьбе по возрастным категориям; -бег в мешке; Также на празднике осуществлялась продажа цветов и угощение традиционными блюдами татарской кухни. В советский период и в настоящее время кульминаций праздника являлась национальная борьба «көрәш»: «На кругу, плотно окруженном людьми,-впереди ребятишки и старики лежа, потом народ сидя, потом на ногах, а затем стоя на грузовиках и телегах-чтобы всем было видно!. Топчуться друг против друга два карапуза. От горшка два вершка оба, они опоясаны кушаками, сопят, стараются изображать настоящих джигитов. Это затравка. Потом пойдут мальчишки, потом подростки. Все старше и старше выходит народ на круг».[12] Современный праздник «Сабантуй» содержит в себе многие традиционные виды состязаний. Игры и забавы на празднике «Сабантуй»: Игра «Катык»: со дна посуды, наполненной Катыком, зубами нужно достать монету. Соревнование «Бег с коромыслом»: В конкурсе участвуют женщины, победителем считается тот, кто первым дошел до финиша, меньше всех пролив воды. Соревнование: «Бег с яйцом»: Зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, нужно первым добежать до финиша. Игра «Разбивание горшка»: Участнику завязывают глаза, дают в руки палку длиной 170-180 см, он должен разбить горшок, стоящий на земле. Праздник «Сабантуй» всегда сопровождается оцениванием кулинарного искусства женщин. Хозяйки должны были принести из дома, изготовленные специально для праздника лакомства. К ним относятся традиционные «чак-чак» и беляши, но имеются на Вятке и самобытные лакомства. Рецепты, которых сохранились до настоящего времени. Например, пирог с калиной[13]: Вот его рецепт: «Начинка для пирога: В банки выложить калину, пересыпанную солодом, залить половину банки водой и закрыть металлической крышкой. На дно кастрюли положить ткань, поставить банки с калиной, залить в кастрюлю воду до половины банки. Кипятить на медленном огне 40 минут. Сахарный песок добавить в калину по вкусу перед тем как начать готовить. Тесто для пирога: 1 яйцо; 100 гр. сливочного маргарина;2 ст. ложки растительного масла;1 стакан кефира;3-4 ст. ложки сахарного песка; немного дрожжей; соль по вкусу. Перемешать все компоненты, добавить 1 чайную ложку соды, гашеной уксусом. Замесить тесто. Оставить на 15-20 минут в теплом месте, затем раскатать. Выпекать пирог до готовности. Вот еще одно традиционное каринское блюдо-сюзьма(катык) Закваска: В свежее молоко, лучше парное, кладут сметану (100-150 гр. на 1 л. молока) и ставят на сутки в теплое место открытым. Далее берут 100гр. полученной простокваши для закваски 1 литра теплого, ближе к горячему молока для получения катыка. Для придания приятного розоватого оттенка катыку свеклу варят или пекут в кожуре, затем очищают, нарезают соломкой и кладут в горячее молоко для заквашивание катыка ( 1 л. катыка достаточно ½ средней свеклы). Таким образом, Карино, является одним из немногих сел, которое стремилось сохранить традиции предков параллельно с освоением и внедрением в новую советскую культуру.
ГЛАВА 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА КАРИНО В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2-1. Возрождение национально-религиозных традиций жителями села Карино Слободского района Кировской области и участие в жизни гражданского общества современной России На рубеже ХХ-ХХI вв., когда в России и других странах мира прослеживаются процессы этнического ренессанса, жители села Карино не остались безучастными к данному явлению. Отмечается возрождение народных и религиозных традиций, формирование культуры межнационального и межконфессионального общения. Представители молодого и среднего поколения отмечают, что им стыдно за то, что они плохо знают свой родной язык, забывают традиции. В Карино отмечается живое желание возродить элементы духовной и материальной культуры в рамках современной культуры быта Каринцы всегда считались людьми предприимчивыми, дружными, умеющими защитить свои интересы. В условиях современного развития гражданского общества Жители села Карино осуществляют активную общественную деятельность, направленную на возрождение и пропаганду татарской культуры. Активное участие жители села Карино принимают в работе Национальной автономии татар г. Кирова-это прежде всего участие в вечерах культуры, конкурсах самодеятельности, научно-исследовательской работе, направленной на изучение традиций села Карино. (См. Фотоприложение1,2,3,4,5). В 2007-2008 гг. в Центре детского творчества с изучением прикладной экономики регулярно проводятся вечера татарской культуры при клубе межнационального общения «Согласие». Каринцы принимают активное участие в их организации. Были предложены такие темы мероприятий, актуальных в 2008 году, который объявлен в России годом семьи: «Роль мужчины в семье», «Роль женщины в семье», «Вклад жителей Карино в развитие Вятского края». Многие жители Карино посещают кружок по изучению татарского языка, и во время праздников молодежь читает стихи на родном языке. Особое внимание обращается на досуг молодежи и приобщение молодых людей к традициям татарской песенно-танцевальной культуры. При доме культуры села Карино создан фольклорный ансамбль, в состав которого нередко входят целые семьи. Народные костюмы и песенно-танцевальные композиции, которые были представлены в рамках татарских вечеров культуры в Центре детского творчества с углубленным изучением прикладной экономики, не оставляли зрителей равнодушными. Связь и общение поколений, взаимная забота и передача жизненного опыта – это главные составляющие крепкой семьи по мнению современных каринцев. Среди жителей Карино был проведен социологический опрос о значении для них важных жизненных ценностей. В опросе приняло участие 14 человек в возрасте от 21 до 58 лет, преимущественно женщины. На первое место была поставлена семья, затем вера в Бога, мудрость, любовь к ближнему, карьера.[14] То есть для каринцев важны социально значимые общественные ценности, которые способствуют стабильному развитию общества. В Карино возобновила деятельность мечеть, которую посещают, как представители старшего поколения, так и молодежь. Отмечается тенденция снижения религиозности молодежи по сравнению с началом новейшего времени. Это связано и с антирелигиозной компанией советского периода и с общей тенденцией. Когда молодежь определяет свою религиозную принадлежность, но мало уделяет внимания обрядности. Молодые жители Карино отмечают, что «их мало интересуют вопросы религии, хотя они стараются прислушиваться к наставлению взрослых по религиозным вопросам, по мере возможности принимают участие в религиозных обрядах».[15] Татарские праздники всегда начинаются с молитвы о мире, которую произносит муфтий села Карино. Вятские татары с древних времен жили по соседству с русскими, удмуртами и марийцами. С детства начиналось формирование уважения к иной конфессиональной и этнической культуре. Являясь торговым селом, а Карино даже сохранилась легенда о торговых поездках в Канаду, каринцы сформировали свою особую культуры отношений с представителями иных этноконфессиональных групп. Ее элементами было обязательное гостеприимство, а при угощении учитывались постные и скоромные дни у православных. Те в свою очередь, не принимали пищу днем, особенно на виду у жителей Карино, чтобы не оскорбить их религиозные чувства. Так жительнице Карино в 1930-е годы пришлось наблюдать случай, когда отец наказал сына-подростка за, то, что он решил покушать днем во время базарного дня в Карино на виду у покупателей.[16] На исторических примерах каринцы стараются воспитывать своих детей. Девочек с ранних лет учили готовить традиционные блюда и ведению хозяйства. Сегодня, чтобы закрепить традицию каринцы регулярно в ходе вечеров татарской культуры проводят конкурсы кулинарного мастерства (См. Фотоприложение 1,2,3,4,5). Таким образом, жители самобытного татарского села Карино стремятся возродить и закрепить традиции духовной и материальной культуры, принимая активное участие в жизни гражданского общества, а именно общественных организаций и объединений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вятский край-самобытный, поликонфессиональный и полиэтнический регион. Наряду с русским населением в регионе проживают представители более ста национальностей и различных конфессий. На сегодняшний день представляется актуальным следование мировым тенденциям этнического ренессанса, сохранения самобытности народов в условиях унифицированного постиндустриального общества. В Вятском крае имеюится населенные пункты. Где компактно проживают представители национальных меньшинств: татары, марийцы, удмурты, коми. Представители различных национальностей и конфессиональных культур должны заботиться о сохранении мира и стабильности в регионе. На примере самобытного старинного села Карино можно проследить методики созданные народом по сохранения самобытности и формированию культуры межэтнических и межнациональных отношений. К ним можно отнести определенную социальную мимикрию, то есть сокрытие в трудные времена своих национально-религиозных чувств (период антирелигиозной государственной политики), формирование чувства единения-землячества, социальная и политическая активность, использование массовых и творческих форм организации досуга и воспитания подрастающего поколения. В условиях сегодняшнего дня, когда в России ведется поиск форм и методов формирования культуры межэтнических отношений и возможностей национального самовыражения опыт жителей села Карино может быть полезен.
СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ САМОБЫТНОСТИ ЖИТЕЛЯМИ СЕЛА КАРИНО СЛОБОДСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (1918-2008 гг.)
АННОТАЦИЯ Автор работы: Сарыев Руслан Владимирович, член клуба межнационального общения «Согласие», ЦДТ с изучением прикладной экономики г. Кирова Ветлужских Иван Николаевич, член клуба межнационального общения «Согласие», ЦДТ с изучением прикладной экономики г. Кирова, ученик 11 класса МОУ СОШ с. Р. Турек Уржумского района Кировской области АННОТАЦИЯ Исследование посвящено изучению самобытных традиций татарского населения села Карино Слободского района Кировской области и их сохранения в условиях постиндустриального общества. В ходе исследования доказывается значимость сохранения духовных и материальных традиций татарского народа для воспитания социально-значимых качеств личности , а именно толерантности, творчества, патриотизма. Рассматривается проблема отношений органов местного управления и институтов гражданского общества, защищающих интересы этноконфессиональных групп в Кировской области. Научно-исследовательская работа опирается на материалы собранные в архивах Кировской области , ГАСПИКО, в ходе полевых исследований (анкетирование, интервьюирование, наблюдение). [1] Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность. Историко-статистический сборник. Киров, 2002.-С.25. [2] История и культура Вятского края [Текст]/ под ред. И.Ю. Трушковой. Киров, 2005; Халиков, А.Г. Древняя истории Среднего Поволжья [Текст].-М.,1969; Эмаусский ,А.В. Исторический очерк Вятского края в веке. Киров, 1956. [3] История и культура Вятского края [Текст]/ под ред. И.Ю. Трушковой.-М.,2005.-С.52. [4] ГАСПИКО. Ф.452.-Оп.1.-Д.71.-Л.14. [5] Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью [Текст]/ Сост. Г. Штриккер.-М.: «Пропилеи», 1995.-C. 113. [6] ГАСПИКО. Ф.452.-Оп.1.-Д.102.-Л.167. [7] ГАСПИКО.Ф.452.-Оп.1.-Д.96, Л.217. [8] Записано автором у уроженцев села Карино, Деветьяровой Р.Г.,1932 г.р., ноябрь 2007 г. [9] ГАСПИКО. Ф.452.-Оп.1.-Д.96.-Л.217. [10] Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО). Ф.452, Оп.1, Д.95. Л.221. [11] Государственный архи социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО). Ф.452, Оп.1, Д.96. Л.243.
|